Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 08:59

ИЗЮМ "Ювенты"

Меню сайта
Категории раздела
Для развлечения [2]
Защита ПК [1]
Для работы [3]
Мини-чат
300
Наш опрос

Что вы ждёте от сайта:




Всего ответов: 52

Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 60
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Из них:
Администраторов: 3
Глав Модераторов: 3
Модераторов: 8
Проверенных: 1
Обычных юзеров: 45

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Программы » Для работы

Чемодан лидера
02.02.2016, 01:54

ЧЕМОДАН ЛИДЕРА

Среди умений организаторской техники важное место зани­мают мимика, жесты, техника речи. Разработанный комплекс ролевых упражнений поможет вам.

Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы замерзли, как будто во рту горячая каша.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечис­ленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняе­тесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3. Посидите на стуле так, как сидят председа­тель Верховного Совета, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

Упражнение 4. Изобразите, как ходит младенец, лев, ар­тист балета, французский король, индейский вождь.

Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбаются очень вежли­вый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюб­ленный юноша своей девушке, волк зайцу.

Упражнение 6. Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.

Зачем эти упражнения? Чтобы «побыть всевозможным», потренировать, урегулировать свое внутреннее состояние, на­учиться управлять им. Внимание и воображение помогут со­здать внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необ­ходимых лидеру в процессе его воздействия на людей.

Упражнения 7 и 8. Они помогут лидерам исправить неко­торые физические недостатки, создающие определенные по­мехи в работе. Например, у ребят маленького роста бывают мелкие, невыразительные движения, а у высоких — наоборот, размашистые, неуклюжие.

Для лидеров с мелкими движениями. Индивидуальный тренинг заключается в том, что человек в домашней обстанов­ке, выполняя какие-либо физические действия, играет в игру. Например: вся мебель в доме свинцовая, т. е. очень тяжелая. «Тяжесть» требует укрупненных движений, более масштаб­ных, значительных.

Для лидеров с размашистыми движениями. Аналогичное упражнение с той только разницей, что вся мебель, все пред­меты в доме стеклянные. Стекло требует более аккуратного, деликатного обращения.

Одним из необходимых качеств лидера является его умение понять психологическое состояние партнера, мотивы поступ­ков, «высокая чувствительность». Предлагаемые ниже уп­ражнения способствуют развитию наблюдательности и внима­ния — важных качеств личности лидера.

Упражнение 9. Хорошо ли вам известен облик ваших това­рищей по классу или членов вашей организации (объедине­ния)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по па­мяти, а затем при встрече проверьте.

Упражнение 10. «Как свои пять пальцев» — мы говорим так о том, что нам хорошо знакомо. Однако рассмотрите вни­мательно свои пальцы. Хорошо ли они вам знакомы? Взгля­ните на свои ладони. Закройте глаза, представьте их, затем опишите.

Упражнение 11. Индивидуальный тренинг, развивающий зрительную память и навыки наблюдательности у лидера. Проходя по улице, упражняйтесь в мгновенном «фотографировании» людей, попадающихся навстречу, домов, витрин ма­газинов и т. п. Глаз должен моментально запечатлевать изоб­ражение во всех подробностях. Глаза это могут, просто вы раньше так не делали, а потому не приучили их. Нужно тща­тельно тренироваться запоминать и осознавать запечатлевае­мые изображения. Порядок примерно такой же, как в фото­графии: снимаем — посмотрели; проявляем — запоминаем; печатаем — вспоминаем; рассматриваем отпечатки.

Упражнение 12. Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Упражнение 13. На что похоже? (Упражнение Леонардо да Винчи.) Рассматривая пятна туши и чернил на бумаге, трещинки на стене или камне, можно увидеть разные битвы, животных, одежды, выражения лиц и бесконечное множест­во вещей. Всмотревшись в тени на потолке, складки на зана­веси, вы увидите разные картины. Это упражнение развива­ет фантазию, воображение, образное мышление, зрительную память.

Упражнение 14. Что нового? Каждый день, входя в класс или штаб-квартиру своей организации, отыскивайте, какие произошли здесь изменения. Что нового в одежде товарищей и т. д. И так каждый день!

Упражнение 15. Биография по взглядам. Присматривай­тесь к глазам людей. Обратите внимание, какое большое коли­чество «способов смотреть», если можно так выразиться. Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз: почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с другими людьми. Лидеру необходимо уме­ние быстро осуществлять такого рода анализ.

Упражнение 16. Живые вещи. В предыдущих упражне­ниях на развитие фантазии предлагалось определить, на что похожи пятно, тень, трещина... Овладев внутренним виде­нием, предлагается пофантазировать о том, например, что будет, если стул оживет. Что бы он делал? Сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает? Уп­ражнение развивает умение связывать наблюдения с фанта­зией. Эффективность любого дела во многом зависит от того, на­сколько умело строит лидер свое общение с товарищами, вла­деет ли он навыками построения индивидуальной беседы.

Упражнение 17. Моделирование беседы, «зондирование ду­ши объекта»                              (К.С. Станиславский). В одной из сказок Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные разбива­лись от неосторожного прикосновения; деревянные были глу­хи даже к сильным воздействиям; соломенные загорались да­же при слабых волнениях.

Ситуация. Ты хочешь, чтобы твой знакомый отказался от просмотра интересного фильма или посещения дискотеки (на что он уже настроен) и помог тебе подготовить дело для всех членов организации.

Задание. Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Упражнение 18. Создание психологической совместимости на начальном этапе беседы.

Ситуация. Тебе надо выяснить мнение товарища по важ­ному для тебя, но неприятному для него вопросу. Представь эту ситуацию. Учти, что в диалоге каждый из партнеров мо­жет занимать одну из четырех ролевых позиций. Позиция одного человека в диалоге очень информативна для другого и от нее зависит во многом характер протекания диалога и его результаты. Позиции людей в диалоге далеко не всегда со­гласованны.

Первую позицию назовем «позицией неучастия». Вас не за­метили и не услышали. Точнее притворились, что не замечают и не слышат. Вторая — «пристройка сверху» — независимая, не подчиняемая и даже, наоборот, — подчиняющая, берущая ответственность на себя. Третья — «пристройка снизу» — за­висимая, подчиняемая. Четвертая позиция — «пристройка рядом» — выражает умение и желание считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и другим человеком.

Задание. Проиграй варианты беседы, используя четыре ро­левые позиции. Выработай рекомендации к поведению в каж­дой из них.

Упражнение 19. Организация непосредственной беседы. В зависимости от обстоятельств человек может находиться в одной из «весовых категорий» (состояние души):

•    «легкий вес» — легкость души, все хочется делать, все получается;

•    «спина английской королевы» — сама фигура человека означает, что сейчас он внесет истину во все вопросы;

•    «все с неохотой» — именно этим заниматься не хочется, мысли заняты другим;

•    «тяжелый вес» — все очень надоело, что-то сильно болит, нет никаких сил заниматься чем-либо.

Предложи четыре ситуации, в которых будет целесообраз­ным одно из предложенных состояний. Проиграй и проанали­зируй.

Упражнение 20. Управление инициативой. Представь, что ты ведешь с кем-то разговор. Его инициатор — твой собеседник. Ты пока пассивный участник разговора: поддакиваешь, пода­ешь реплики и т. д. Постарайся перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. И, наоборот, постарайся заставить свое­го партнера (собеседника) стать лидером контакта. Подумай, как это сделать. Примени свои методы в реальной ситуации.

Упражнение 21. Управление беседой.

Ситуация. Встреча знакомых.

Задание. Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: «А давай пого­ворим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход бесе­ды: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партне­ров, ошибки.

Упражнение 22. Анализ индивидуальной беседы. Проана­лизируй одну из индивидуальных бесед. Схема анализа: цель беседы, структура, результат, позиции, состояние партнеров. Твой вариант беседы.

Разрабатывая нашу программу «Чемодан лидера», мы на­деялись привлечь твое внимание к этим проблемам, «зажечь», вызвать спор, способствовать появлению желания поразмыш­лять и что-то сделать. Предлагаемые нами упражнения и зада­ния не являются плодом чисто умозрительных рассуждений, а основаны на многолетних наблюдениях, конкретных иссле­дованиях, на реальных жизненных проблемах.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ

1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:

•      выдели в задаче главное и второстепенное;

•      выясни время выполнения задачи;

•      уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;

•      определи место выполнения задач и материальные сред­ства, которые тебе необходимы для ее выполнения;

•      повтори задание.

2. Подготовься к выполнению задания:

•      изучи опыт других, посоветуйся с педагогами;

•      сделай предварительную расстановку людей;

•      исходя из реальных возможностей составь план.

3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

•      обсуди план со всеми участниками выполнения органи­заторской задачи;

•      учти поправки и замечания, высказанные твоими това­рищами, прими коллективное решение действовать.

4. Расставь людей, учитывая их возможности:

•      распредели работу между товарищами с учетом их спо­собностей, имеющихся у них знаний и умений;

•      за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;

•   каждый должен знать свои права и обязанности.

5. Согласовывай свои действия:

•     постоянно получай информацию о ходе работы на всех уча­стках от своих помощников — младших организаторов;

•     поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, по­лучай от них информацию о всех изменениях в задании;

•     интересуйся опытом других, выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.

6. Обучай и инструктируй своих помощников:

•     подробно объясняй своим помощникам их задачу на оп­ределенный период работы;

•     указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;

•     подготавливай своих товарищей к выполнению роли ор­ганизаторов в дальнейшем.

7. Учитывай и контролируй работу и расход материаль­ных средств:

•     привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;

•     осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;

•     давай оценку работе своих товарищей только на основе достоверных данных;

•     старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.

8. Будь внимателен в период завершения работы:

•      требуй отчета о работе от своих помощников;

•      при возникающих затруднениях на отдельных участ­ках организуй помощь;

•      организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

9. Экономно расходуй свое время и силы:

•      осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;

•      решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мело­чи, которые могут решить твои помощники;

•      оказывай помощь в работе на самом трудном участке.

. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем:

•      анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, прома­хи и ошибки;

•      давай оценку работе на основе конкретных результатов;

•   старайся поощрить, отметить работу своих помощников.
Если выяснилось, что у потенциального лидера недостаточ­но развиты организаторские способности (показатель Ж), то объясните ему, что надо сделать для их развития, пусть пробу­ет себя в организации различных дел.

Вот советы, которые могут помочь ему в этом:

•      поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?

•      поразмысли над тем, что интересует другого человека. Во что бы он или она вкладывали свои силы? О чем они говорят?

•      установи, что влияет на поведение человека. Есть ли си­лы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?

•      можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?

•      работай над созданием открытых доверительных отно­шений, располагай к себе людей.

А.Н. Лутошкин советует также лидерам:

•      изучить интересы, увлечения, способности товарищей;

•      при распределении организаторских заданий опираться не только на способности ваших помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;

•      чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» в организации различных дел. От этого и делу польза, и ребятам приятно — их способ­ности замечены и не лежат мертвым грузом;

•      иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои тре­бования к нему.

Если вы обнаружили, что у подростка низкий показатель 3 (работа с группой), то посоветуйте прислушаться к следую­щим советам:

у каждого лидера есть свой «почерк», манера, способ в орга­низации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем ра­боты. А.Н. Лутошкин выделяет такие стили.

I. Разящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жесто­ко требующий. Эффективен в еще только складывающихся коллективах.

П. Возвращающийся бумеранг. Советующий, консультиру­ющий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложив­шихся коллективах.

III.Снующий челнок. Уговаривающий, просящий, компро­миссный. Эффективен в зависимости от ситуации.

IV.Плывущий плот. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.

Остановимся на двух важных (но ими не ограничиваемся) аспектах организаторской техники: правилах организатор­ской работы и понимании организатором людей, с которыми он решает задачу. На первом этапе ознакомления с организа­торской деятельностью школьников они являются наиболее значимыми.

В процессе подготовки лидеров-организаторов очень важно, чтобы дети приобрели необходимые коммуникатив­ные навыки и умения.

Лидер-организатор должен усвоить ряд правил, разрабо­танных на основе обобщения исследований многих специали­стов по общению.

Как говорить?

1. Следи за тем, чтобы слушатель правильно тебя понял.

2. Обдумай фразу, прежде чем ее высказать.

3. Старайся высказать мысль в достаточно краткой форме.

4. Высказывая новую мысль, убедись, что предыдущую со­беседник понял правильно.

5. Высказывайся ясно и определенно.

6. Не старайся, чтобы собеседник во всем соглашался с твоим мнением.

7. Говори вежливо.

Как слушать?

1. Будь терпелив, дай высказаться товарищу.

2. Твое настроение не должно мешать тебе понимать собе­седника.

3. Слушая, старайся выделить и запомнить наиболее суще­ственные моменты.

4. Не занимай сразу отрицательную позицию к тому, что ты слушаешь.

5. Следи за тем, чтобы для тебя и говорящего слова имели одинаковый смысл.

6. Старайся поставить себя на место говорящего. Понять товарища это:

•      прогнозировать его действия в будущем;

•      точно пересказать, что сказано им;

•      согласовать программу дальнейшего взаимодействия;

•      найти пути решения возникающих трудностей;

•      выяснить, чем вызвана его точка зрения на явление, ес­ли она не соответствует твоей.

Собираясь выразить неудовольствие деятельностью чело­века, вспомни о следующих принципах:

•      критические замечания высказывай не «за спиной» критикуемого, а ему непосредственно и желательно на­едине;

•      присутствие третьего лица усиливает защитную реак­цию и усугубляет проблему;

•      не сравнивай поведение данного человека с поведением других. В этом есть элемент унижения. Нужно, чтобы человек почувствовал, что он сам может сделать требуе­мое от него и лучше, чем до сих пор;

•      критикуй лишь те действия, которые в состоянии изме­нить;

•      показывай свое неудовольствие голосом и ни в коем слу­чае не гримасами;

•      избегай злости и сарказма;

•      не начинай свою речь с выражения: «Я уже давно хотел сказать...», а также избегай слов «всегда» и «никогда». Обычно они свидетельствуют о предвзятости и, кроме того, напоминают о старых «грехах». Это затрудняет принятие критики;

•      не ожидай и не требуй открытого признания вины. До­статочно, что тебя выслушали;

•      не извиняйся за свои замечания;

•      если ты этого члена организации никогда не хвалил, не ожидай, что на твою критику он отреагирует положи­тельно.

Несколько советов, как выслушивать критические заме­чания:

•      смотри на человека, который с тобой говорит;

•      сохраняй спокойствие и дай понять, что слушаешь;

•      не создавай впечатления, что говорящий портит тебе на­строение;

•      не шути, не меняй тему разговора;

•      -не приписывай собеседнику то, чего он не говорил;

•      если критическое замечание высказано не строго, а вопросами, не используй этот факт как повод для полемики;

•      уточни, что же имелось в виду;

•      не предполагай, что твой критик руководствуется скрытыми враждебными мотивами;

•      дай говорящему понять, что ты его замечания понял, например, повтори их своими словами.

Категория: Для работы | Добавил: ГлавныйГурманИЗЮМа
Просмотров: 521 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 10.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Полезные ссылки
Наш Банер


Если наш сайт был полезен, вы можете отблагодорить нас, разместив наш банер у вас на сайте.




Случайные фото
Обратная связь

Разработка и создание сайтов в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Светлогорске, Речице . Продвижение и поддержка.