ЧЕМОДАН ЛИДЕРА
Среди умений организаторской техники важное место занимают мимика, жесты, техника речи. Разработанный комплекс ролевых упражнений поможет вам.
Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы замерзли, как будто во рту горячая каша.
Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.
Упражнение 3. Посидите на стуле так, как сидят председатель Верховного Совета, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.
Упражнение 4. Изобразите, как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индейский вождь.
Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбаются очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, волк зайцу.
Упражнение 6. Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.
Зачем эти упражнения? Чтобы «побыть всевозможным», потренировать, урегулировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут создать внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необходимых лидеру в процессе его воздействия на людей.
Упражнения 7 и 8. Они помогут лидерам исправить некоторые физические недостатки, создающие определенные помехи в работе. Например, у ребят маленького роста бывают мелкие, невыразительные движения, а у высоких — наоборот, размашистые, неуклюжие.
Для лидеров с мелкими движениями. Индивидуальный тренинг заключается в том, что человек в домашней обстановке, выполняя какие-либо физические действия, играет в игру. Например: вся мебель в доме свинцовая, т. е. очень тяжелая. «Тяжесть» требует укрупненных движений, более масштабных, значительных.
Для лидеров с размашистыми движениями. Аналогичное упражнение с той только разницей, что вся мебель, все предметы в доме стеклянные. Стекло требует более аккуратного, деликатного обращения.
Одним из необходимых качеств лидера является его умение понять психологическое состояние партнера, мотивы поступков, «высокая чувствительность». Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию наблюдательности и внимания — важных качеств личности лидера.
Упражнение 9. Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.
Упражнение 10. «Как свои пять пальцев» — мы говорим так о том, что нам хорошо знакомо. Однако рассмотрите внимательно свои пальцы. Хорошо ли они вам знакомы? Взгляните на свои ладони. Закройте глаза, представьте их, затем опишите.
Упражнение 11. Индивидуальный тренинг, развивающий зрительную память и навыки наблюдательности у лидера. Проходя по улице, упражняйтесь в мгновенном «фотографировании» людей, попадающихся навстречу, домов, витрин магазинов и т. п. Глаз должен моментально запечатлевать изображение во всех подробностях. Глаза это могут, просто вы раньше так не делали, а потому не приучили их. Нужно тщательно тренироваться запоминать и осознавать запечатлеваемые изображения. Порядок примерно такой же, как в фотографии: снимаем — посмотрели; проявляем — запоминаем; печатаем — вспоминаем; рассматриваем отпечатки.
Упражнение 12. Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.
Упражнение 13. На что похоже? (Упражнение Леонардо да Винчи.) Рассматривая пятна туши и чернил на бумаге, трещинки на стене или камне, можно увидеть разные битвы, животных, одежды, выражения лиц и бесконечное множество вещей. Всмотревшись в тени на потолке, складки на занавеси, вы увидите разные картины. Это упражнение развивает фантазию, воображение, образное мышление, зрительную память.
Упражнение 14. Что нового? Каждый день, входя в класс или штаб-квартиру своей организации, отыскивайте, какие произошли здесь изменения. Что нового в одежде товарищей и т. д. И так каждый день!
Упражнение 15. Биография по взглядам. Присматривайтесь к глазам людей. Обратите внимание, какое большое количество «способов смотреть», если можно так выразиться. Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз: почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с другими людьми. Лидеру необходимо умение быстро осуществлять такого рода анализ.
Упражнение 16. Живые вещи. В предыдущих упражнениях на развитие фантазии предлагалось определить, на что похожи пятно, тень, трещина... Овладев внутренним видением, предлагается пофантазировать о том, например, что будет, если стул оживет. Что бы он делал? Сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает? Упражнение развивает умение связывать наблюдения с фантазией. Эффективность любого дела во многом зависит от того, насколько умело строит лидер свое общение с товарищами, владеет ли он навыками построения индивидуальной беседы.
Упражнение 17. Моделирование беседы, «зондирование души объекта» (К.С. Станиславский). В одной из сказок Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные разбивались от неосторожного прикосновения; деревянные были глухи даже к сильным воздействиям; соломенные загорались даже при слабых волнениях.
Ситуация. Ты хочешь, чтобы твой знакомый отказался от просмотра интересного фильма или посещения дискотеки (на что он уже настроен) и помог тебе подготовить дело для всех членов организации.
Задание. Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.
Упражнение 18. Создание психологической совместимости на начальном этапе беседы.
Ситуация. Тебе надо выяснить мнение товарища по важному для тебя, но неприятному для него вопросу. Представь эту ситуацию. Учти, что в диалоге каждый из партнеров может занимать одну из четырех ролевых позиций. Позиция одного человека в диалоге очень информативна для другого и от нее зависит во многом характер протекания диалога и его результаты. Позиции людей в диалоге далеко не всегда согласованны.
Первую позицию назовем «позицией неучастия». Вас не заметили и не услышали. Точнее притворились, что не замечают и не слышат. Вторая — «пристройка сверху» — независимая, не подчиняемая и даже, наоборот, — подчиняющая, берущая ответственность на себя. Третья — «пристройка снизу» — зависимая, подчиняемая. Четвертая позиция — «пристройка рядом» — выражает умение и желание считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и другим человеком.
Задание. Проиграй варианты беседы, используя четыре ролевые позиции. Выработай рекомендации к поведению в каждой из них.
Упражнение 19. Организация непосредственной беседы. В зависимости от обстоятельств человек может находиться в одной из «весовых категорий» (состояние души):
• «легкий вес» — легкость души, все хочется делать, все получается;
• «спина английской королевы» — сама фигура человека означает, что сейчас он внесет истину во все вопросы;
• «все с неохотой» — именно этим заниматься не хочется, мысли заняты другим;
• «тяжелый вес» — все очень надоело, что-то сильно болит, нет никаких сил заниматься чем-либо.
Предложи четыре ситуации, в которых будет целесообразным одно из предложенных состояний. Проиграй и проанализируй.
Упражнение 20. Управление инициативой. Представь, что ты ведешь с кем-то разговор. Его инициатор — твой собеседник. Ты пока пассивный участник разговора: поддакиваешь, подаешь реплики и т. д. Постарайся перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. И, наоборот, постарайся заставить своего партнера (собеседника) стать лидером контакта. Подумай, как это сделать. Примени свои методы в реальной ситуации.
Упражнение 21. Управление беседой.
Ситуация. Встреча знакомых.
Задание. Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.
Упражнение 22. Анализ индивидуальной беседы. Проанализируй одну из индивидуальных бесед. Схема анализа: цель беседы, структура, результат, позиции, состояние партнеров. Твой вариант беседы.
Разрабатывая нашу программу «Чемодан лидера», мы надеялись привлечь твое внимание к этим проблемам, «зажечь», вызвать спор, способствовать появлению желания поразмышлять и что-то сделать. Предлагаемые нами упражнения и задания не являются плодом чисто умозрительных рассуждений, а основаны на многолетних наблюдениях, конкретных исследованиях, на реальных жизненных проблемах.
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ
1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
• выдели в задаче главное и второстепенное;
• выясни время выполнения задачи;
• уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;
• определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;
• повтори задание.
2. Подготовься к выполнению задания:
• изучи опыт других, посоветуйся с педагогами;
• сделай предварительную расстановку людей;
• исходя из реальных возможностей составь план.
3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:
• обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;
• учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.
4. Расставь людей, учитывая их возможности:
• распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;
• за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;
• каждый должен знать свои права и обязанности.
5. Согласовывай свои действия:
• постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников — младших организаторов;
• поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию о всех изменениях в задании;
• интересуйся опытом других, выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.
6. Обучай и инструктируй своих помощников:
• подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;
• указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;
• подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов в дальнейшем.
7. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:
• привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
• осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;
• давай оценку работе своих товарищей только на основе достоверных данных;
• старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.
8. Будь внимателен в период завершения работы:
• требуй отчета о работе от своих помощников;
• при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь;
• организуй сдачу неиспользованных материальных средств.
9. Экономно расходуй свое время и силы:
• осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;
• решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;
• оказывай помощь в работе на самом трудном участке.
. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем:
• анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;
• давай оценку работе на основе конкретных результатов;
• старайся поощрить, отметить работу своих помощников.
Если выяснилось, что у потенциального лидера недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то объясните ему, что надо сделать для их развития, пусть пробует себя в организации различных дел.
Вот советы, которые могут помочь ему в этом:
• поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
• поразмысли над тем, что интересует другого человека. Во что бы он или она вкладывали свои силы? О чем они говорят?
• установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
• можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?
• работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.
А.Н. Лутошкин советует также лидерам:
• изучить интересы, увлечения, способности товарищей;
• при распределении организаторских заданий опираться не только на способности ваших помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;
• чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» в организации различных дел. От этого и делу польза, и ребятам приятно — их способности замечены и не лежат мертвым грузом;
• иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.
Если вы обнаружили, что у подростка низкий показатель 3 (работа с группой), то посоветуйте прислушаться к следующим советам:
у каждого лидера есть свой «почерк», манера, способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы. А.Н. Лутошкин выделяет такие стили.
I. Разящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестоко требующий. Эффективен в еще только складывающихся коллективах.
П. Возвращающийся бумеранг. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
III.Снующий челнок. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.
IV.Плывущий плот. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.
Остановимся на двух важных (но ими не ограничиваемся) аспектах организаторской техники: правилах организаторской работы и понимании организатором людей, с которыми он решает задачу. На первом этапе ознакомления с организаторской деятельностью школьников они являются наиболее значимыми.
В процессе подготовки лидеров-организаторов очень важно, чтобы дети приобрели необходимые коммуникативные навыки и умения.
Лидер-организатор должен усвоить ряд правил, разработанных на основе обобщения исследований многих специалистов по общению.
Как говорить?
1. Следи за тем, чтобы слушатель правильно тебя понял.
2. Обдумай фразу, прежде чем ее высказать.
3. Старайся высказать мысль в достаточно краткой форме.
4. Высказывая новую мысль, убедись, что предыдущую собеседник понял правильно.
5. Высказывайся ясно и определенно.
6. Не старайся, чтобы собеседник во всем соглашался с твоим мнением.
7. Говори вежливо.
Как слушать?
1. Будь терпелив, дай высказаться товарищу.
2. Твое настроение не должно мешать тебе понимать собеседника.
3. Слушая, старайся выделить и запомнить наиболее существенные моменты.
4. Не занимай сразу отрицательную позицию к тому, что ты слушаешь.
5. Следи за тем, чтобы для тебя и говорящего слова имели одинаковый смысл.
6. Старайся поставить себя на место говорящего. Понять товарища это:
• прогнозировать его действия в будущем;
• точно пересказать, что сказано им;
• согласовать программу дальнейшего взаимодействия;
• найти пути решения возникающих трудностей;
• выяснить, чем вызвана его точка зрения на явление, если она не соответствует твоей.
Собираясь выразить неудовольствие деятельностью человека, вспомни о следующих принципах:
• критические замечания высказывай не «за спиной» критикуемого, а ему непосредственно и желательно наедине;
• присутствие третьего лица усиливает защитную реакцию и усугубляет проблему;
• не сравнивай поведение данного человека с поведением других. В этом есть элемент унижения. Нужно, чтобы человек почувствовал, что он сам может сделать требуемое от него и лучше, чем до сих пор;
• критикуй лишь те действия, которые в состоянии изменить;
• показывай свое неудовольствие голосом и ни в коем случае не гримасами;
• избегай злости и сарказма;
• не начинай свою речь с выражения: «Я уже давно хотел сказать...», а также избегай слов «всегда» и «никогда». Обычно они свидетельствуют о предвзятости и, кроме того, напоминают о старых «грехах». Это затрудняет принятие критики;
• не ожидай и не требуй открытого признания вины. Достаточно, что тебя выслушали;
• не извиняйся за свои замечания;
• если ты этого члена организации никогда не хвалил, не ожидай, что на твою критику он отреагирует положительно.
Несколько советов, как выслушивать критические замечания:
• смотри на человека, который с тобой говорит;
• сохраняй спокойствие и дай понять, что слушаешь;
• не создавай впечатления, что говорящий портит тебе настроение;
• не шути, не меняй тему разговора;
• -не приписывай собеседнику то, чего он не говорил;
• если критическое замечание высказано не строго, а вопросами, не используй этот факт как повод для полемики;
• уточни, что же имелось в виду;
• не предполагай, что твой критик руководствуется скрытыми враждебными мотивами;
• дай говорящему понять, что ты его замечания понял, например, повтори их своими словами.
|