Введение
«Первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблему там, где она есть».
С.Л.Рубенштейн
Проект- от лат. «брошенный вперед» - система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей и решения конкретных задач.
Социальная инициатива – устойчивое свойство личности, отражающее отношение человека к труду, обществу, общественно-полезной деятельности . Побудитель деятельности, обращающий энергию на общественно-значимые, активные действия.
Социальный проект – это замысел сделать что-либо полезное для общества, помочь конкретным людям или обществу в целом, решить социальные проблемы какие-либо
Проектное обучение часто называют методом проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в 20 годы XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании.
У его истоков находился основатель прагматичной педагогики известный американский ученый Джон Дьюи. Он предложил реформу школьной системы. Школа должна была решать практические задачи, которые предлагает повседневная жизнь. Дж. Дьюи реализовал в своей школе следующие принципы дидактической системы:
- учет интересов детей;
- обучение через деятельность;
- получаемые знания являются результатом преодоления трудностей;
-сотрудничество участников педагогического процесса;
-свободное творчество.
Проектная технология – это средство обеспечения личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании.
В 20-30-е годы 20 в. метод проектов широко использовался в российских школах, но он не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был убран из школы, в связи с этим снизился интерес к основной идее проектного обучения – его направленности на ребенка.
Сегодня главным в образовании становится принцип гуманизации, и поэтому в последнее десятилетие метод проектов становится все более популярным и за рубежом, и в Беларуси, что объясняется, с одной стороны, его направленностью на развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся, а с другой стороны, он создает уникальные возможности для творческой самореализации педагога.
Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся, повышения качества образования.
Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность быстрее и лучше адаптироваться в социокультурной среде, осваивать новые способы человеческой деятельности.
Таким образом, метод проектов организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы может рационально сочетать теоретические знания и практические действия в решении конкретной проблемы.
Проектная технология предлагает рассматривать ученика не как объект обучения и воспитания, а как живую деятельную личность, равную учителю, только менее опытную. Такой акцент в деятельности создает микроклимат, который положительно воздействует на формирование и воспитание личности.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые дают возможность решать ту или иную проблему в процессе самостоятельной и коллективной деятельности учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Проектная технология, как и любая другая, включает в себя целевую направленность, научные идеи, систему деятельности педагогов и учащихся, критерии оценки и качественно новый результат.
Что такое проект?
В основе каждого проекта лежит значимая для его участников проблема, нет проблемы – нет деятельности!
Приступая к работе над проектом, дайте ответы на следующие вопросы:
- Важно ли для меня участие в проекте и почему?
- Зачем мы делаем этот проект?
- Насколько он актуален?
- Какова его социальная значимость?
- Каким должен быть результат?
- Что необходимо для осуществления данного проекта?
- Как и когда это можно сделать?
- С чего начать?
Потребность в написании проекта появляется каждый раз, когда в практике возникает проблемная ситуация, появляется противоречие, которое мешает полноценной деятельности. От выявления противоречия зависит тема проекта.
Постановка цели: зачем? Кому? Когда? Для чего? нужен проект.
Цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, провести, определить, построить.
Задачи определяют веер проблем, которые необходимо решить в ходе проекта. «Что ты хочешь создать в итоге организуемого проекта? Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д.
Детская инициатива – целенаправленная деятельность,
инициированная самими детьми, направленная на изменение своего
статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и
прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и
образование.
Детская инициатива отвечает следующим признакам:
1.Наличие возрастных особенностей:
- Дети в возрасте 10-14 лет;
- Дети в возрасте 14-18 лет.
2.Наличие социально-значимой идеи (цели), ради которой осуществляется
деятельность.
3.Наличие конкретной деятельности по реализации поставленных задач.
4.Характер детской инициативы:
- Формальный;
- Неформальный.
5.Наличие территориальных особенностей:
- ДИ в рамках общественной организации;
- ДИ в рамках какого-либо учреждения;
- В масштабах республики города, региона, села, района.
6.Направленность деятельности.
Структура проекта
Проект может иметь различную структуру, но основные его элементы (разделы) чаще всего неизменны:
- Название проекта.
- Название объединения, которое реализует данный проект.
- Информация об объединении.
- Информация о руководителе проекта.
- Обоснование проекта:
5.а. Суть проекта;
5.б.непосредственные и перспективные цели проекта;
5.в.оценка проблемного состояния;
5.г.Длительность проекта;
5.д.количество молодежи, планируемое привлечь к реализации проекта
- План реализации проекта.
- Прогнозируемые результаты.
Проект как ответственный документ должен быть качественным и по форме, и по содержанию. И если первая позиция требует, чтобы ученик обладал эстетическим вкусом и элементарной грамотностью, то вторая – предполагает компетентность, высокую профессиональную культуру, глубокое знание микросоциума, традиций, особенностей, тенденций развития региона и общества в целом.
Основные структурные части проекта
- Информация об объединении (в этом разделе указывается название объединения, основные направления деятельности, контактные данные (телефон, место базирования)).
- Информация о руководителе проекта (ФИО (полностью), занимаемая должность в организации, стаж работы в организации, место работы, домашний адрес, телефон)
- Обоснование проекта (в этой части проекта обосновывается его актуальность и значимость, описывается анализа ситуации, которая свидетельствует о наличии проблемы; что уже сделано для изменения данной ситуации. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.д.), объясняется название программы, основные идеи и принципы, указывается длительность реализации проекта). Описание проблемы по объему должно составлять 1,5-2 стр.
- Цель и задачи проекта (краткая, позитивная формулировка того, какой положительный результат буде получен, если проект будет выполнен. В этом разделе указывается основная (главная) цель программы и задачи, которые уточняют, конкретизируют основную цель. Цели и задачи должны быть конкретными, реальными, достижимыми.
Цель проекта – это конкретный образ ожидаемого результата, который детская организация может реально достичь к определенному моменту времени. Цель возникает тогда, когда появляется проблема. Найти проблему и означает определить цель деятельности, т.е. решение проблемы. Проблема – это разрыв между желаемым состоянием (идеальным образом) чего-то и его фактическим (реальным) состоянием. Решение проблемы – выбор одного из многих существующих вариантов действий, позволяющих перейти от фактического состояния к желаемому.
Задача – это частная цель или мини цель. Это конкретизация цели, шаг на пути ее достижения. Задачи разрабатываются для каждого направления проекта. Проект деятельности детского объединения не может быть многоцелевым. Он обычно содержит 1-2 основные цели и уточняющие их задачи (3-7).
- План реализации проекта (краткое описание этапов реализации проекта).
Объем 1,5 – 2 страницы. Характеристика проведения мониторинга и
оценка результатов проекта (анализ, отслеживание результатов каждого
этапа).
- Предполагаемый результат (описание конечного продукта) объем – 1 –1,5 страницы.
Информационная характеристика проекта
- Тема (емкая и лаконичная)
- Полное название учреждения образования
- Адрес и телефон УО
- ФИО, должность, категория авторов-составителей
- Временные рамки
Аннотация
Проект направлен на … В его фокусе… Проект инициирован… Социальная направленность…
- Название проекта;
- Место реализации проекта;
- Сроки реализации проекта;
- Суть проблемы. Какие положительные результаты будут достигнуты (коротко);
- Цель проекта;
- Стратегия(коротко- логика достижения цели);
- Целевая группа (на кого рассчитан);
- Долгосрочное социальное значение проекта.
Классификация проектов
По роду деятельности:
- Практикоориентированные;
- Информационные;
- Творческие.
По характеру контактов:
- Региональный;
- Международный.
По временным рамкам:
- Краткосрочные;
- Долгосрочные.
Этапы работы над проектом
- Погружение в проект:
- Проблема проекта;
- Цели и задачи;
- Конечный результат.
- Организация деятельности:
- Рабочие группы;
- Индивидуальные роли;
- Планирование видов деятельности и представление итогов проекта.
- Осуществление проектной деятельности:
- Индивидуальная и групповая работа;
- Привлечение необходимых специалистов;
- Систематизация и оформление полученных; результатов деятельности;
- Презентация;
- Анализ результатов.
Презентация – это наглядное представление того, что было задумано и что получилось в результате разрешения проблемы. Необходимо представить саму проблему, цель проекта и методы ее разрешения. Стоит указать, что дало решение данной проблемы , какие возникли трудности, как их преодолели и что получилось в результате. Также акцентируется внимание присутствующих на актуальности данной проблемы и ее социальной значимости..
Презентация может проходить в виде:
- Устного доклада, сопровождающегося демонстрацией схем, чертежей, фотографий, стендов и т.п.;
- Конференции;
- Тематического мероприятия;
- Показа видиофильма, слай-шоу;
- Презентация веб-сайта;
- Театрализованного представления.
Правила оформление проекта
Оформление структурных элементов проекта:
- Титульный лист
- Заголовки структурных частей проекта
- Содержание
- Введение
- Заключение список литературы
- Приложения
Требования к оформлению проекта
- Формат А4 или А5
- Размер : верхнего поля – 2 см; боковых – 1.5 см; нижнего – 1 см;
- Текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;
- Аннотация объемом до 12 строк размещается на обороте титульного листа
- Выходные сведения (автор, название, редактор, художник и т.д.) размещаются в конце издания
- Страницы нумеруются;
- Содержание материала может быть снабжено фотографиями, схемами, диаграммами, соответствующими содержанию;
- Приложения могут содержать сценарии, разработки, положения, в тексте обязательно ссылки на них , объем приложений составляет не ¼ объема издания. Изданные ранее материалы ( кроме авторских и официальных документов) не могут войти в приложение;
- Не допускается размещение в тексте скопированных из других источников материалов ( за исключением фотографий, дипломов, грамот и т.д.;
- Обязательно ссылки на используемую литературу и нормативную документацию;
- Обязательно наличие списка литературы (использованной и рекомендуемой).
Заключение
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся постигают всю технологию решения задач - от постановки проблемы до представления результата. Проекты создаются по самым разным областям человеческой деятельности, благодаря чему ученики знакомятся со "взрослыми" проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий. Достигается связь теоретических знаний с практическими умениями. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, межпредметного обучения, так и для воспитания. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью и становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры; сделать что-либо полезное для общества, оказать помощь конкретным людям, осуществить решение каких-либо социально-значимых проблем.
Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. Понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию "неуспеха". Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макросоциуме.
Таким образом, метод проектов — это и эффективный путь самореализации учащихся и учителей, и возможность сотрудничества на равных — а это показатель движения школы вперед.
|